03.03.1896 - 1971

Показать больше

Альтернативные даты жизни 20.02.1896-1970

Первый плакат -  1925 "Золотой запас"

Последний - 1959 "Однажды ночью" (Данные уточняются)

Замечательный творец Советского киноплаката.

1896 Родился в Москве.
1908—1917 Учеба в Строгановском центральном художественно-промышленном училище у В. Егорова, Д. Щербиновского.
1917—1921 Учеба во Вхутемасе, Москва, у П. Кончаловского, Ф. Федоровского.
1920-е Эскизы декораций для эстрадных выступлений, Московского цирка, Замоскворецкого театра. Иллюстрирует книги.
1920-е—1940-е Работа в области киноплаката. Один из создателей и крупнейших мастеров советского киноплаката.
1939—1941, 1954—1958 Участвует в оформлении павильонов на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в Москве.
1948 Почетный диплом на международной выставке плакатов в Вене.
1958—1960-е Пишет пейзажи Подмосковья.
1971 Умер в Москве.

 

Советский художник-график; иллюстратор, сценограф, видный мастер киноплаката. Член Союза художников СССР.

Родился в Москве, учился в Строгановском центральном художественно-промышленном училище (1908–1917) у В. Е. Егорова, Д. А. Щербиновского, во ВХУТЕМАСе в Москве (1917–1921) у П. П. Кончаловского и Ф. Ф. Федоровского. В 1921 выполнил дипломную работу – эскизы декораций к спектаклю А. В. Луначарского «Королевский брадобрей». Жил и работал в Москве. Выполнял эскизы костюмов и декораций для эстрадных выступлений (1920–1921), «Московского цирка» («Мистерия Буфф» В. В. Маяковского, 1921), Замоскворецкого театра («Собака на сене» Лопе де Вега, 1923). Плодотворно занимался киноплакатом, выполнил плакаты к фильмам «Трубка коммунара» (1928), «Гонщик против воли» (1930), «Дела и люди» (1930), «На встречу жизни» (1930), «Гроза», «Анненковщина» (оба – 1933), «Яков Свердлов» (1940), «Глинка» (1946; награжден почетным дипломом на выставке киноплакатов в Вене в 1948), «Мы из Кронштадта», «Большая жизнь» (оба – 1949), «Глазами кино» (1957), «Колыбель поэта» (1958) и другим.

Киноплакаты Анатолия Бельского, даже в 20–30-е годы, выполнены вполне традиционно, они не отличаются сложными, изощрёнными композициями и эффектными техническими приёмами – как у Н. Прусакова, бурной фантазией и оригинальностью пространственных решений – как у Стенбергов. Даже в киноплакате к фильму «5 минут» 1929 года, композиция довольна проста – главные элементы расположены по диагоналям, выразительность здесь достигается не сложными колористическими и композиционными находками, а сильным ракурсом, противопоставлением крупной, объёмной мужской головы и плоскостного городского пейзажа; головокружительная высота подчёркивается крохотными автомобильчиками, бегущими по асфальту. Достоинство плакатов Бельского в другом – в них ясно и глубоко раскрывается главная идея, смысл заложенный в фильмы их авторами («Чапаев» (1934), «Александр Невский» 1936, «Девушка с характером» 1939, «Георгий Саакадзе» 1943, «Два бойца» 1943).

Особенно впечатляет плакат художника Анатолия Бельского к фильму Михаила Ромма «Человек № 217», который вышел на экраны страны в апреле 1945 года. Мужественное лицо, полные гнева глаза героини – узницы фашистского концлагеря – приковывают внимание зрителя. Этот киноплакат потрясает своей эмоциональной силой. По своей художественной убедительности, по напряженности и остроте эмоционального накала он близок известному плакату Виктора Корецкого «Воин Красной Армии, спаси!» (1942).

Принимал участие в оформлении советского павильона на Всемирной выставке в Филадельфии (1928), павильонов ВСХВ «Виноделие», «Виноградарство» (оба – 1939), «Главхолод» (1954). В послевоенные годы работал над пейзажами; создал цикл пейзажей Подмосковья. Экспонировался на выставке советского киноплаката (1956), выставке «Плакат и сатира за 40 лет в произведениях московских художников» (1958) в Москве и других.

Киноплакаты А. П. Бельского хранятся в фондах Российской государственной библиотеки, в Музее кино, в крупных частных российских и западных коллекциях.

Источник

Бельский Анатолий Павлович