05.03.1935 - 15.07.2007

Последний киноплакат "Мать" 1994 г. (Данные уточняются)

Родился в Тбилиси в 1935 году. Художник, архитектор, плакатист.

 

"Ушел из жизни большой, настоящий человек и архитектор Юрий Валентинович Ильин-Адаев. Конструкция его фамилии как бы подчеркивает значимость и самодостаточность внутреннего диалога, который сформировал всю его жизнь, сделав ее независимой и самостоятельной по своей сути. Возможно, именно поэтому она стала такой яркой, многогранной, насыщенной событиями, резкими поворотами в судьбе и закономерно многотрудной.

Профессионал архитектор нечасто в одно и то же время оказывается профессиональным художником. У большинства художественное наследие ограничивается, так сказать, штатными пейзажами и ведутами, представляющими скорее
биографический как свидетельство наблюдательности, глазомера и т.п., нежели собственно художественный интерес. Бывают и исключения. Экспозиция Ю.Ильина-Адаева поражала диапазоном стилей, жанров, техник. Абстракционизм, сюрреализм, экспрессионизм, примитив, реализм. Графика, живопись, плакат, витраж, рельеф. Масло, акварель, акрил, тушь,
соус, фломастер, пастель, коллаж, смешанная техника. При свободном владении всем этим арсеналом.
Приблизительно половина копий, половина оригиналов. Наличие копии нередко свидетельствует о том, что оригинал остался в Германии. Хотя, по признанию самого автора, заказных и востребованных работ меньше, чем хотелось бы
существовать исключительно на средства от художественного промысла он позволить себе не мог: 1990 е это не конец 1980 х, когда все российское «из под горби» шло на «ура». Большую часть экспозиции составляют серии, как правило, тематически и художественно замкнутые внутри себя. Пожалуй, наиболее интригующие три: «Впечатления об Америке», «Впечатления о Германии», «Воспоминания о России», надо сказать, нелицеприятные ни для кого из поименованных. Цветастость, яркость, залихватскость, попсовость, арифметическая демократия... Регулярность, тяжесть, сумрачность, резонерство, музыкальность... Неприкаянность, одинокость, мертвящий холод, ожидание чуда, верхи/низы, полет... Аллегории, сотканные из зарисовок с натуры и переживаний, долгих раздумий и мимолетных впечатлений. Реальные события и персонажи перемежаются
с сюрреалистическими и экспрессионистскими образами. Внутренняя боль пронизывает автобиографическую сюиту «Ожидающий убежища» («Asylbewerber»). Загнанное социальными обстоятельствами в угол существо остается человеком, продолжая жить, любить, надеяться, радоваться, переживать, отправлять биологические потребности... Экспрессия образа, достигаемая с помощью геометрии ахроматического пятна и дозированного введения локальных цветов, поднимается до набатного звучания. Любопытно, что сам Ю.Ильин Адаев считает наиболее благоприятной средой для творчества погружение в состояние жизненной катастрофы, трактуя творческий процесс как один из способов спасения от складывающихся обстоятельств.
«Самое лучшее (относительно лучшее) было сделано в моменты или тоски, или стресса, или отчаяния, возникших под гнетом или одиночества, или предательства, или... споткнулся, оступился, ошибся, не разобрался в обстановке» это из авторских рефлексий*.
Однако отнюдь не все работы Ю.Ильина Адаева социально нагружены. «Несколько слов о красной корове» сугубо формально абстракционистская серия, имевшая продолжение в коллажах «Газетки в кабале» и реализованном проекте витражей в детском саду в Вуппертале, где мир сказки предлагается увидеть сбитой оптикой художника абстракциониста. «Сны о Еве» сюрреалистическая
подборка эротических видений автора, а, возможно, и Евы. «Без границ» тематически инспирированные экзерсисы, приуроченные к одноименному фестивалю в Кирне и исследующие проблему исчерпанности и физического преодоления пространства картины.
Особую страницу в творчестве Ю.Ильина Адаева занимает плакат. Тематикапростирается от выставочного плаката «Встреча с Торой» для синагог в Вуппертале и Эссене (автору предварительно пришлось проштудировать священныекниги) и оформления молодежного клуба в Вуппертале до плаката протеста против бомбардировки Югославии в 1993 г. и шутливого конкурса «Opel Apple» в автосалоне «Opel Koch». И здесь нельзя не отметить широкую палитру выразительных средств: от графического и цветового сверхаскетизма до феерических
выплесков изо и фотосюжетов, шрифтовых композиций, форм, цвета и пр. На этом богатейшем художественном фоне задвинутые в дальний угол экспозиции конкурсные проекты динамического фонтана на одной из площадей в Вуппертале и мемориала на месте бывшего концентрационного лагеря в Виттене выглядят не более чем «воскресные штудии» художника что то вроде хобби. Так оно собственно и было живя в Германии, Ю.Ильин Адаев сознательно ог
раничивал себя рамками деятельности freelance artist. Это была своего рода внутренняя сверхзадача. На чужбине российский архитектор провел пять с половиной лет. Ровно столько прошло после возвращения к родным пенатам (когда и пришла идея этой выставки) сначала он был ГАПом в фирме «АРС», сегодня работает главным архитектором компании «Стройпроект». Вроде бы с точки зрения карьерной, да и чисто житейской бесшабашно и, в общем, бесперспективно. Однако к чему стремиться: кто то к полноте жизнен
ных переживаний и сопутствующим ей перемене мест, приключениям и т.п., кто то к узкопракти ческим целям и результатам. Юрий Ильин Адаев выбрал первое и, очевидно, не жалеет.."

Ильин-Адаев Юрий Валентинович

© 2016 – 2020, Рекламафильм