Занимался в Клубе юных искусствоведов при Русском музее, затем при Эрмитаже. С 1977 г. – член группы «Летопись». В 1982 организует собственную группу «Новые художники», выросшую в целое направление в культуре Ленинграда. С этого времени и до смерти являлся бесспорным лидером петербургской художественной сцены. В 1986 г. организовал «Клуб друзей В. Маяковского», Свободный университет в Центральном лектории г. Ленинграда, а также, совместно с Игорем Веричевым, группу «Новые композиторы». Цитаты из текстов ее альбома «Ветер перемен» во времена перестройки звучали с телевизионного экрана из уст политических авторитетов России. В 1988-м создал Новую Академию изящных искусств (первоначально называлась «Новая академия всяческих искусств»), основав неоакадемическое направление в современном искусстве Петербурга. Первыми членами НАИИ Т. Новикова стали Г. Гурьянов, Д. Егельский, К. Гончаров и В. Тузов, немного позже к ним присоединились Б. Матвеева и С. Бугаев (Африка). В 1986–87 гг. как художник и актер участвует в съемках фильма «Асса», культового кино поколения 80-х. Художник и участник концертов рок-группы «Кино», самой влиятельной группы в альтернативной молодежной культуре России. В 1984–95 гг. – активный участник и, отчасти, организатор концертов «Популярной механики» – нью-вейверского синтетического действа, собиравшего на сцене до 300 участников, среди которых были музыканты, композиторы, художники. Создатель, режиссер, актер и идейный вдохновитель «Пиратского телевидения» (1989–93). С 1995 г. – организатор движения «Художественная воля», в рамках которого издавалась одноименная газета и работала киностудия.
Несмотря на то что деятельность Тимура Новикова как художественного лидера петербургской художественной сцены делится на два основных периода: лидер «новой волны» в 80-е и гуру неоакадемизма в 90-е, его художественная деятельность всегда сохраняла свои основные черты. Новиков работал с техникой аппликации на ткани и формально тяготел к примитивизму. В период, предшествующий созданию «Академии», важное место в его творчестве занимает иконография соц-арта. В этих работах он использовал символы, которые можно было встретить на советских плакатах, чаще всего инфантильные пионерские эмблемы: условное изображение восходящего солнца, кораблика, самолетика. Этим эмблемам Новиков возвращает их первоначальный, очищенный от идеологии смысл, превращая символ в реальный предмет, вписанный в среду, в роли которой выступает либо орнамент ткани фона, либо условно изображенный пейзаж. В период «Академии» Новиков обращается к стилистике «домашнего китча» – предельно наивным рукодельным объектам, в которых появляются мотивы классического искусства, иконы культуры декаданса и монархические символы. Стратегия Новикова как лидера альтернативной культуры России строилась на взаимодействии с низовой молодежной культурой (рок-музыка, рейверская деятельность, движение «модников», оформление Дня города Петербурга), кино и телевидением («Асса», «Пиратское телевидение»), а также эстетикой политического высказывания («Художественная воля»).
(Источник: сайт Арт-Кладовка)

Новиков Тимур Петрович

24.09.1958 - 2002