Материалы

ВОЗРОЖДЕНИЕ

Автор: Н. Бабурина

Искусство кино,  № 6, Июнь  1995

В 50-е годы советское искусство переживает подъем, вызванный переменами в общественной и духовной жизни общество после событий 1953 и 1956 годов. С энтузиазмом работают в это время плакатисты всех жанров. Но признаки перемен, ростки нового стиля первыми появились в киноплакате и прежде всего благодаря его тесной связи с искусством кино.

На новом этапе общественного самосознания литература и кинематограф первыми обращаются к актуальнейшим темам, осмысляют процессы общественного развития, проявляют особый интерес к духовному миру современника, исследуют его характер, психологию. Лучшим фильмам той поры свойственны пафос правды, публицистическая страстность, острота постановки проблем. И - яркий новаторский язык, основанный на программно иных принципах сюжетосложения, "раскрепощения" кинокамеры, традициях монтажного кино, поэтичности художественного иносказания - символа, метафоры.

Новая образная система киноискусства, как всегда, формирует новые задачи плакатистов, направляет их творческие поиски. Поиски корректируются социологическими факторами - совершенствованием средств массовой информации, развитием телевидения. Снижается информативная функция киноплаката, возрастает его художественно-эстетическая значимость. Этому же способствуют успехи полиграфии: офсетная печать, сменившая традиционную хромолитографию, позволила тиражировать оригиналы, выполненные самыми сложными, самыми необычными приемами живописи и графики. Киноплакат испытывает тяготение к станковым формам.

На фабрике "Рекламфильм", основной издательскопроизводственной организации, выпускающей кинорекламу, в это время работает относительно небольшой, но творчески сильный коллектив. Выступают, хотя и нечасто, "ветераны" - Я. Руклевский, И. Герасимович, А. Бельский; активно работают художники, пришедшие в киноплакат после войны - Б. Зеленский, С. Дацкевич, В. Кононов, М. Хазановский, Н. Хомов, А. Лемещенко, В. Сачков, Е. Гребенщиков, И. Коваленко, М. Хейфиц; ищет свои пути и творческая молодежь.

В центре внимания плакатистов, естественно, оказывается человек, его духовная жизнь, его внутренний мир. Среди мастеров "Рекламфильма" было немало прекрасных портретистов: Б. Зеленский, С. Дацкевич, В. Кононов, Ю. Царев. Созданные ими плакаты-портреты отличает образная емкость, психологическая углубленность. Какой точный ход нашел, например, Б. Зеленский в плакате к фильму "Высота", чтобы показать значимость трудовых дел рабочего человека. Тот же мастер крупным планом, обобщенно, монументально нарисовал портрет Е. Урбанского - олицетворение убежденности, несгибаемости, непреклонности и броско написал над ним название фильма - "Коммунист". Киноплакат вплотную подходит к решению проблемы положительного героя, остро стоявшей в тот момент перед мастерами политического плаката.

В работе над образом-портретом плакатистами было сказано еще одно новое слово: с момента возникновения кинорекламы "похожесть", узнаваемость актеров в ней было непременным условием. В середине 50-х годов намечается отступление от этой традиции: "верность" облика, внешнее сходство приносятся в жертву верности образа героя и фильма в целом. Первым этот шаг сделал С. Дацкевич, открыв тем самым далекую перспективу развития жанра.

В поисках выразительности языка и не без влияния кинематографа художники рекламы используют богатейшие возможности художественного иносказания, видя в нем наиболее красноречивую и поэтическую форму выражения авторской мысли. Явлением стол выпуск в 1956 году плаката С. Дацкевича к фильму "Павел Корчагин". Свежо, ярко, убедительно автор выразил идею произведения, соединив в композиции изображение буденовки, сабли и розы.

Как и С. Дацкевич, многие другие мастера - Ю. Царев, Н. Хомов, Я. Манухин - работают над выразительной силой детали, предмета, который в контексте плаката мог бы нести символическую нагрузку, обрести метафорический смысл. Киноплакат нащупывал и прокладывал пути, по которым всего через пять-шесть лет пойдет развитие плакатного искусства.

Известный поворот к станковым формам более всего заметен в сюжетных решениях. Б. Зеленский, В. Кононов, А. Шамаш, В. Сачков, М. Хазановский, А. Лемещенко, Я. Манухин и другие мастера создавали своеобразные "жанры" и "пейзажи", работали свободно, раскованно, без оглядки на фильм, увлекаясь и решая сложные задачи фактуры и цвета. Линия и пятно - неизменные слагаемые плакатного языка - обогащаются приемами живописи, станковой графики, гравюры. Зато фотография - это традиционное звено в связи фильма и плаката - отходит на второй план, лишний раз демонстрируя преодоление плакатом визуальной зависимости от фильма.

Бесспорные успехи мастеров рекламы привлекают к ней внимание художественной общественности. В 1949 году всего лишь четыре киноплаката были показаны на Всесоюзной художественной выставке. В 50-е годы творческие отчеты мастеров кинорекламы становятся постоянными и частыми. В специальной печати появляются отклики - рецензии, заметки. Это было начало. Поднявшимся росткам предстояло дать плоды в последующие годы.